
Резонанс возникает, когда резонансная частота (также называемая собственной частотой) объекта или системы равна или очень близка к частоте, на которой он возбуждается. Это приводит к сильной вибрации объекта или системы и может привести к неожиданным – а иногда и катастрофическое поведение.
Когда один колеблющийся объект или система (пьезопривод или контроллер) приводит в действие другую систему (пьезодвигатель или исполнительный механизм) на собственной частоте второй системы или вблизи нее, вторая система будет колебаться с высокой амплитудой на определенной частоте. Когда эффекты демпфирования невелики, резонансная частота системы приблизительно равна ее собственной частоте.
Где:
f0 = резонансная частота (без нагрузки) (Гц)
k T = пьезожесткость (Н/м)
m eff = эффективная масса (кг)
Резонансная частота пьезодвигателя или исполнительного механизма зависит от состава его материала, формы и объема. Например, более толстый пьезоэлемент будет иметь более низкую резонансную частоту, чем более тонкий элемент той же формы. Кроме того, подключение нагрузки к пьезодвигателю или исполнительному механизму снижает его резонансную частоту – чем выше нагрузка, тем больше снижается резонансная частота. В спецификациях производителя резонансная частота, указанная для пьезопривода, предполагает, что он разгружен и один конец закреплен или прикреплен к массе, которая значительно больше, чем привод.
Где:
f0‘ = резонансная частота с добавленной массой (Гц)
meff = m eff + дополнительная масса (кг)
В электрической цепи, представляющей собой пьезоэлемент, частота, при которой полное сопротивление цепи минимально, является последовательной резонансной частотой fs. И наоборот, параллельная резонансная частота fp в эквивалентной схеме возникает, когда полное сопротивление в цепи теоретически бесконечно (при условии, что механические потери игнорируются). Это также известно как антирезонансная частота, fa.
Последовательная и параллельная частоты являются подходящими приближениями минимальной и максимальной частот импеданса – fmи fn, соответственно – и, следовательно, используются для определения параметров пьезоэлектрического двигателя или системы. Максимальный отклик пьезосистемы наблюдается между fm и fn. Пьезосистемы с более высокой резонансной частотой будут иметь лучшую фазовую и амплитудную характеристику, что означает, что рабочая частота может быть выше.
Теоретически резонансная частота — это рабочая частота, при которой пьезоматериал вибрирует наиболее легко и наиболее эффективно преобразует электрическую энергию в механическую. Однако пьезосистемы (особенно приводы, используемые для позиционирования) часто работают ниже своих резонансных частот, чтобы свести к минимуму фазовый сдвиг между управляющим сигналом и приводом.
При работе ниже своих резонансных частот пьезоприводы действуют подобно конденсаторам, причем смещение пропорционально накопленному заряду. При быстром увеличении управляющего напряжения пьезосистема обычно может достичь своего номинального смещения за 1/3 периода своей резонансной частоты. Однако это приводит к большому превышению, которое должно быть компенсировано контроллером.
Где:
t min = минимальное время нарастания (с)
f0 = резонансная частота (Гц)
Автор изображения: Stack Exchange Inc.
Свежие комментарии