600007 г. Владимир, ул. 16 лет Октября, д. 68А, литер "Ф", этаж 2, помещение 12
+7 (4922) 53-10-31
info@skb-proton.ru

Свежий воздух для базового туннеля Готард: Успешное завершение ввода в эксплуатацию самой мощной в мире системы вентиляции

Преобразователи частоты

Нет никаких колебаний в использовании превосходных степеней в отношении базового туннеля Готард. «Благодаря вентиляторам, имеющим наружный диаметр около 3,5 м, это не только самая большая, но и самая мощная туннельная вентиляционная система в мире. Его установленная максимальная мощность составляет 15,6 МВт – примерно столько же, сколько у 25 гоночных автомобилей Формулы-1 вместе взятых», — говорит Элвин Ларчер, который занимает должность директора проекта ABB на участке C AlpTransit Gotthard AG (ATG). В 2011 году компания ABB совместно с немецкой компанией TLT-Turbo GmbH получила заказ на установку действующей вентиляции. ABB отвечала за все электрическое оборудование системы, в то время как TLT как менеджер консорциума отвечала за установку гигантских вентиляторов и связанных с ними клапанов.

На протяжении многих лет этот крупный проект требовал интенсивных усилий на этапах планирования, инжиниринга и монтажа. В начале 2015 года ABB и TLT подошли к завершающей задаче: вводу в эксплуатацию (IBS). «В базовом туннеле, с его гигантскими размерами и сложным взаимодействием различных систем, это было что угодно, только не рутинная работа», — подчеркнул Ларчер.

Это начинается уже с медицинских тестов Швейцарского института страхования от несчастных случаев (SUVA) на предмет пригодности сотрудников к работе в туннеле и необходимых тренингов по технике безопасности, проводимых оператором туннеля, чтобы получить разрешение на работу в самом длинном и глубоком железнодорожном туннеле в мире в первое место. В некоторых местах туннели покрывают 2300 метров скальной породы, температура окружающей породы в которой достигает 46 °C. Два вентиляционных центра расположены в головной пещере шахты в Седруне, примерно в 800 метрах вглубь горы и в 800 метрах над дорогой, и в Файдо в здании портала рядом с подъездным туннелем длиной 2,8 км к западному туннелю. До многофункциональных станций, к которым также относятся станции экстренной помощи, можно добраться только через северный и южный порталы в Эрстфельде и Бодио, а также на автомобиле через подъездные штольни в Файдо. Они находятся примерно в 20 км и 17 км от северного и южного портала соответственно. Подъездные пути соответственно длинные.

«Ввод в эксплуатацию был поистине выдающимся», — оглядывается Ларчер на самое недавнее прошлое. Ввод в эксплуатацию включал в себя не только электрические компоненты для вентиляторов в центрах вентиляции, но и интеграцию их управления в основную систему управления туннелем и, например, тестирование системы датчиков туннеля, которая включает более 80 датчиков температуры, влажности и скорости воздуха в двух туннели распределены по всей длине базового туннеля. Кроме того, компания ABB разработала систему определения местоположения пожара на четырех станциях экстренной помощи.

Тщательное документирование метода тестирования установленных компонентов ABB во многом способствовало успешному вводу в эксплуатацию. «Ценность точного, хорошо структурированного описания того, что и где было установлено, трудно переоценить в таком крупном проекте с участием многочисленных сторон», — подчеркивает Ларчер.

Компоненты и системы были тщательно протестированы, как в отдельных тестах, так и в комбинированных тестах для сценариев вентиляции (менеджер сценариев) или с различными ключевыми аспектами, например, объемом подачи воздуха или управлением событиями. Также интересно, что управление некоторыми внешними системами запускается с помощью компьютера ABB ventilation, например, автоматическими дверями аварийных выходов на станциях экстренной помощи.

«Взаимодействие всех систем в базовом туннеле, от защиты поездов до системы канализации, освещения и вентиляции, а также десятка других систем, в любом случае имеет решающее значение для функционирования этого сооружения века», — подчеркивает Ларчер. Вопрос о полной интеграции был рассмотрен в августе. С октября компания AlpTransit Gotthard AG проводит другие комплексные испытания всей системы и всех задействованных систем. Здесь также проводятся тестовые пробеги с составами поездов.

Похвала за успешный ввод в эксплуатацию также поступила от AlpTransit Gotthard AG. «После успешного завершения основной части испытаний, которые проводились с начала 2015 года, я хотел бы поблагодарить все вовлеченные стороны за их неустанные усилия и гибкость», — говорит Андреас Хубер, старший менеджер по строительству и эксплуатации вентиляционных / подъемных устройств ATG.

«В целом это хорошая история успеха для ABB. И как швейцарец, естественно, гордишься тем, что внес свой вклад в этот проект века», — считает Ларчер, который был свидетелем реализации сложных крупных проектов в Австралии и на Ближнем Востоке. А для его коллеги Ральфа Реша, ведущего инженера, ответственного за систему управления и работающего в ABB с 1994 года в туннельной промышленности, это было даже делом сердца: «Как старый строитель туннелей, я вложил в проект все свое сердце и душу, оставив свой пост главы отдел временно отдыхает, чтобы полностью погрузиться в работу», — говорит он с улыбкой. Когда дело доходит до погружения в работу, каждый верит на слово им обоим. Вся проектная команда вложила в проект сердце и душу, потому что вовлеченная команда ABB, а также команда TLT-Turbo GmbH оставались относительно постоянными на протяжении многих лет, говорят они оба и подчеркивают доверительное и кооперативное сотрудничество в рамках консорциума.

Работы было много, поскольку ABB и TLT подготовили обширный общий пакет для этого заказа – от 24 струйных вентиляторов на двух туннельных порталах в Эрстфельде и Бодио до восьми основных приточно-вытяжных вентиляторов в центрах вентиляции в Седруне и Файдо, а также установок в многофункциональные станции в туннельных трубах. Два вентиляционных центра образуют, так сказать, «легкие» всей системы и отвечают за обмен воздухом внутри туннеля. Вентиляторы приточного воздуха подают свежий воздух снаружи – в Седрун через вертикальную шахту длиной 800 м, – который регулируется жалюзи и затем распределяется по туннелю. Отработанный воздух подается наружу через собственную шахту с помощью осевых вентиляторов со скоростью до 300 км/ч (скорость воздуха в вентиляторе).

Вся система спроектирована как резервная по соображениям безопасности. Потому что в дополнение к регулярному обмену воздухом вентиляторы должны в первую очередь обеспечивать достаточное количество свежего воздуха на аварийных станциях в случае пожара и одновременно отводить дым через длинные выхлопные шахты специально для того, чтобы пассажиры могли сойти с поезда в экстренной ситуации и добраться до безопасного места. «<Мозг> вентиляционной системы – и, следовательно, все программирование – здесь очень важно для точной настройки вентиляторов и жалюзи в различных сценариях», — говорит Реш. Эта главная система управления регулирует примерно 50 таких возможных случаев – от нормального режима и режима технического обслуживания до случая взрыва.

«Системы лучше всего функционировали во время ввода в эксплуатацию. Однако нам приходилось проводить наши тесты обычно ночью по соображениям безопасности и из-за очень высокой скорости всасываемого воздуха», — говорит Ларчер. Если бы логистика и планирование вообще были основными проблемами в этом проекте, это было бы связано с координацией собственных работ с многочисленными другими поставщиками под землей. «Несмотря на тщательное планирование в офисе, нам несколько раз приходилось искать быстрые решения на месте. Иногда это выглядело совершенно иначе, чем ожидалось, например, на строительной площадке», — вспоминает он. Простая доставка железнодорожными вагонами и установка вентиляторов с диаметром пропеллера 2,8 м в узких вентиляционных центрах были непростой задачей.

Этой осенью первые поезда частично будут курсировать в тестовом режиме со скоростью до 275 км/ч по базовому туннелю Готард. В середине 2016 года будет официально открыто соединение север-юг – с ABB в качестве главного партнера праздничных мероприятий под названием «Gottardo 2016».