600007 г. Владимир, ул. 16 лет Октября, д. 68А, литер "Ф", этаж 2, помещение 12
+7 (4922) 53-10-31
info@skb-proton.ru

Что такое Машина как услуга (MaaS) и каковы ее преимущества?

Преобразователи частоты

Большинство из нас знакомы с бизнес-моделью «программное обеспечение как услуга» (SaaS), при которой пользователи платят за доступ к программному обеспечению через Интернет, не требуя приложения или загрузки на локальный компьютер. Модель «программное обеспечение как услуга» сделала сложное программное обеспечение, такое как системы CRM (управления взаимоотношениями с клиентами), более доступным для малого бизнеса, не только благодаря более управляемой структуре ценообразования на основе подписки, но и благодаря устранению необходимости в том, чтобы специалисты устанавливали, обновляли и управляли программным обеспечением собственными силами. В производственном пространстве внедряется аналогичная концепция, известная как машина как услуга (MaaS).

Бизнес-модель «машина как услуга» (также называемая «Оборудование как услуга» или EAAs) предлагает производителям некоторые из тех же преимуществ, включая низкие капитальные затраты или их полное отсутствие, при этом модернизацией, обслуживанием и ремонтом занимается производитель оборудования (OEM). И хотя бизнес-модель MaaS существует с 1960-х годов, когда Rolls Royce начал предлагать авиационные двигатели по фиксированной цене за налетный час, интерес вырос в последние годы, особенно учитывая беспрецедентную нехватку рабочей силы и проблемы с цепочками поставок, с которыми столкнулись производители во время пандемии COVID-19.

Одной из самых больших проблем для производителей оборудования, стремящихся внедрить модель «машина как услуга», является определение структуры затрат, которая выгодна — и управляет рисками — как для пользователя, так и для производителя. Хотя существуют вариации, большинство соглашений MaaS построены вокруг одной из двух базовых моделей.

Для малых и средних производителей, у которых может не быть капитала для прямой покупки оборудования или гарантированного постоянного спроса, оправдывающего расходы, модель «машина как услуга» может обеспечить доступность дорогостоящего основного оборудования, делая возможными дополнительные производственные мощности и сводя к минимуму некоторые риски прямой покупки. А поскольку за техническое обслуживание и модернизацию отвечает производитель оборудования, производителям не нужны собственные знания или ресурсы для выполнения этих задач.В отличие от традиционного договора аренды, модель MaaS защищает производителя от дорогостоящих платежей за неиспользуемую мощность в случае падения спроса, перекладывая этот риск на OEM-производителя.

Для OEM-производителя модель «машина как услуга» превращает то, что традиционно было бы разовой продажей машины, в постоянный поток доходов в течение всего срока службы машины. И поскольку OEM-производитель обслуживает машину, эта модель укрепляет связи OEM-производителя с пользователем, предоставляя OEM-производителю лучшую платформу для предложения дополнительных услуг и продуктов.

В частности, для производителей оборудования успех модели MaaS зависит от таких технологий, как IIoT связь, периферийные вычисления, и цифровые близнецы. Эти подключенные технологии позволяют производителям оборудования отслеживать использование оборудования (для точного и прозрачного выставления счетов) и делать это в режиме реального времени. Они также позволяют собирать подробные данные о производительности, которые могут быть использованы производителем для выполнения прогнозного или профилактического обслуживания и определения целесообразности обновления. Данные о производительности и эксплуатации также могут быть объединены для нескольких машин в полевых условиях, чтобы стимулировать модернизацию продукта и разработку новых продуктов, соответствующих требованиям рынка.

Конечно, машина в качестве сервисной модели не подходит для оборудования, изготовленного на заказ, или специализированного оборудования. Лучше всего подходят машины, которые выполняют одну функцию или небольшую группу функций, таких как обрабатывающие центры и оборудование для укладки на поддоны — и это может быть легко интегрировано в существующее производственное оборудование и рабочий процесс. Роботы — и коботы в частности — оказались идеальными для этой бизнес-модели. Фактически, наряду с моделью Мааса, родственная бизнес-модель, известная как робот как услуга (RaaS), также получает признание в производственном пространстве.

Изображение функции предоставлено: Cisco

machine as a service